По мнению руководства Volkswagen, экономика Германии становится всё менее конкурентоспособной, а профсоюзы мешают концерну оперативно распоряжаться имеющимися ресурсами и лишь усугубляют накопившиеся проблемы.
Проблем у Volkswagen накопилось много, все они так или иначе связаны с неповоротливостью и некомпетентностью менеджмента концерна, привыкшего строить планы на десятилетия вперёд, тогда как ситуация в мире в целом и на авторынке в частности сегодня меняется быстро и непредсказуемо и соответственно требует быстрых и нестандартных решений.
Наши постоянные читатели в курсе, что кризис в IT-подразделении Cariad привёл к задержке выхода на рынок многих новых моделей Volkswagen, в том числе флагманской модели Trinity, а из-за начавшегося в прошлом году глобального замедления спроса на электромобили руководство концерна вынуждено продлевать жизненные циклы ключевых «углеводородных» моделей — например VW Golf восьмого поколения. Вдобавок Volkswagen сильно переоценил рыночный потенциал своих «электричек», особенно Volkswagen ID.3, и сегодня очевидно, что концерн не сможет к 2025 году стать самым крупным в мире производителем электромобилей — такую цель руководство концерна заявляло в прошлом десятилетии.
Volkswagen сдаёт позиции в Китае, его электромобили здесь не пользуются спросом, потому что аналоги от китайских производителей современнее и дешевле. Китайские производители электромобилей также теснят Volkswagen и в Европе, но эту проблему частично решают введённые минувшим летом властями ЕС повышенные пошлины на электромобили китайского производства. Кстати, пошлины ударили и по самому концерну Volkswagen, потому что, например, кроссовер Cupra Tavascan производится только в Китае.
Вчера Automotive News Europe и другие европейские деловые СМИ сообщили со ссылкой на источники в Volkswagen и в немецком профсоюзе IG Metall, что концерн готовится закрыть в Германии один автосборочный завод и один завод по производству комплектующих — такие меры преподносятся как необходимые для сокращения издержек и повышения устойчивости концерна в сложных экономических реалиях. Рабочая сила в Германии стоит слишком дорого, социальная нагрузка очень высокая, и если ничего не делать, то скоро даже такие популярные модели как Golf и Tiguan перестанут приносить прибыль.
Из 650 000 действующих сотрудников Volkswagen по всему миру примерно 300 000 находятся в Германии. Автосборочных заводов у Volkswagen в Германии сейчас шесть — в Вольфсбурге, Ганновере, Дрездене, Оснабрюке, Цвиккау и Эмдене. Главные кандидаты на вылет — малоэффективные заводы в Дрездене и Оснабрюке.
Слухи о закрытии Стеклянной мануфактуры в Дрездене муссируются в немецкой прессе не первый год — передовой завод-выставка, запущенный в 2002 году с подачи амбициозного Фердинанда Пиеха (главный архитектор империи Volkswagen), оказался слишком дорогим, делать машины на нём невыгодно.
В свою очередь завод в Оснабрюке, ранее принадлежавший компании Karmann, сейчас производит VW T-Roc Cabriolet и VW Arteon, у которых не будет преемников, а также бензиновые спорткары Porsche 718 уходящего поколения, на смену которым придут электрические — в общем, этот завод тоже можно смело закрывать.
Представители профсоюза, разумеется, делают заявления в духе «не потерпим, не простим», но вряд ли им станет легче, если в результате их упорства Volkswagen Group придётся банкротить и принудительно реструктуризировать. В любом случае кризис неэффективности концерна Volkswagen — это головная боль не только его руководства, но и федерального правительства Германии, создавшего неконкурентоспособную в приложении к современному автобизнесу экономику, а также правительства земли Нижняя Саксония, которая является одним из главных акционеров Volkswagen и на территории которой находятся большая часть заводов концерна (Вольфсбург, Ганновер, Оснабрюк, Эмден). Власти Нижней Саксонии, как правило, поддерживают профсоюзы, потому что рабочие — это их избиратели. В общем, впереди у Volkswagen долгая и болезненная стадия переговоров, а время между тем уходит и оно явно не на стороне немецкого концерна.